Детская железная дорога Нижнего Новгорода, она же Малая Горьковская, — одна из первых ДЖД в России. Нижегородцам разных поколений малая магистраль запомнилась и как необычный аттракцион, и как удобный вид городского транспорта, и как центр профессиональной ориентации и обучения детей.

Главной признанной достопримечательностью ДЖД являются здания ее вокзалов. Спроектированы они выдающимися советскими архитекторами. А.А. Яковлев и Б.Н. Анисимов на конечных станциях Родина и Счастливая возвели настоящие дворцы в стиле сталинского конструктивизма.

Станция Счастливая впоследствии стала Дворцом бракосочетания. Однако здание станции Родина до сих пор остается жемчужиной нижегородской ДЖД. По периметру его башенной части расположены скульптуры юных железнодорожников. Сводчатый потолок круглого зала станции расписан сюжетами из жизни детского лагеря «Артек», а на стендах зала-музея показана история российских железных дорог, Горьковской железной дороги и Детских железных дорог. Зал обладает неповторимой акустикой. Здесь традиционно проводятся выставки детского технического творчества, новогодние праздники. В период летней поездной практики зал используется как кассовый.

Инфраструктура и условия эксплуатации Детских железных дорог по максимуму подгонялись под «взрослые», делая их не просто аттракционом, а полноценной транспортной системой, перевозящей пассажиров. Юные гости могут здесь не только развлечься, но и постигнуть азы железнодорожного дела.

Поезда на Горьковской ДЖД ходят только летом. В остальное время ученики получают теоретические знания. Для этого в образовательном центре действуют шесть железнодорожных кружков, секции художественного творчества и моделирования. Каждый год здесь обучается более 1100 детей. В будущем многие из них свяжут свою судьбу с российскими железными дорогами. Закончив обучение, подростки зачастую получают право льготного поступления в железнодорожные колледжи и вузы.

ИСТОРИЯ

Строительство Детской железной дороги в Нижнем Новгороде велось ударными темпами. Работы начались в мае 1939 года, а уже в ноябре этого же года первый состав отправился в путь. В масштабной стройке участвовало более 36 тысяч человек. Всего было построено 4 станции — Родина, Маяковская, Пушкинская и Счастливая, соединенные узкоколейной железнодорожной линией протяженностью 9,1 км. Горьковская ДЖД на тот момент стала самой большой в Советском Союзе.

Параллельно началась подготовка кадров юных железнодорожников – с 3 июня 1939 году заработали первые профильные кружки, в которых стали заниматься сразу 400 пионеров, а уроки вели инженеры и техники управления Горьковской железной дороги.

8 ноября 1939 года на праздник торжественно открытия Малой Горьковской дороги приехали гости из одиннадцати городов страны и районов области.

Новая магистраль соединила между собой районы Канавино и Автозаводской, став на какое-то время основным видом транспорта для местных жителей. Только в первый год работы Малой Горьковской ею воспользовалось более 100 000 пассажиров.

Малая Горьковская стала своеобразным средним учебным заведением юных железнодорожников, которые проходили программу в объеме техникума и по окончании получали квалификации машиниста, дорожного мастера, электромеханика, дежурного по станции.

В послевоенные годы ДЖД была очень популярна у горожан – она работала круглый год, а поезд ходил строго по графику.

Малая Горьковская железная дорога, 1959 год
Поезд с детьми отправляется со станции Счастливая до станции Родина

Олег Ярчевский / Фотохроника ТАСС
 
ИНФРАСТРУКТУРА

1965 год стал роковым в истории Малой Горьковской – детскую дорогу укоротили с 9,1 км до 1,4 км в связи с активным строительством жилого микрорайона и автомобильного шоссе.

В начале 90-х годов была проведена капитальная реконструкция ДЖД. В 1992 году закончилось строительство дополнительных путей и новой станции, названной Счастливой в честь той самой, что некогда работала на Малой Горьковской. На трассе построены 2 малых моста и 4 посадочных платформы.

В настоящее время дорога представляет собой треугольник, в вершинах которого находятся три станции — Родина, Счастливая, Пушкино. Протяжённость главных путей составляет 3,2 км, общая протяжённость — 4,1 км. Обсуждается вопрос об увеличении протяженности железнодорожного полотна до 12 км.
 
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Вагонный парк представлен двумя пассажирскими составами по 6 вагонов в каждом и двумя открытыми вагонами типа «Дилижанс». Локомотивный парк состоит из 3-х узкоколейных тепловозов ТУ7А и ТУ10 «Колибри» и 1 паровоза. Построенный в далеком 1955 году, паровоз Кп4-430 стал настоящей гордостью Горьковской ДЖД. Сегодня во всем мире машин, подобной этой, осталось не более десятка. Техника, используемая ДЖД, имеет особые дополнительные ресурсы обеспечения безопасности.
 
 
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

За время существования Малой Горьковской дороги было подготовлено и выпущено более 40 тысяч юных железнодорожников.

Детей принимают в кружки, начиная с 10 лет. На первом году обучения ребята исполняют обязанности стрелочников, путевых рабочих. На третьем им доверяют работу дежурного по станции, вагонного мастера, машиниста тепловоза. Естественно, всё делается под контролем взрослых при особом соблюдении мер безопасности.

Зимой ребята изучают теорию и сдают экзамены, а летом проходят практику. Поездная практика традиционно начинается 1 июня, в День защиты детей. С этого дня по ДЖД ходят пассажирские составы, где воспитанники выполняют обязанности машиниста, начальника поезда, проводника, контролера-ревизора и т. д. Пассажирами становятся жители и гости города. За летнюю кампанию юными железнодорожниками перевозится около 17 тысяч пассажиров.

Летом на ДЖД также работает профильный лагерь с дневным пребыванием «Юный железнодорожник». В это время ребята знакомятся с базовыми предприятиями Горьковского железнодорожного узла, изучают принципы работы железных дорог и получают специальности монтера пути, дежурного по переезду, бригадира пути и дорожного мастера. Дети также совершают экскурсии по историческим и памятным местам Нижегородской области, посещают музеи.

Детская железная дорога — центр эстетического воспитания и технического творчества школьников Нижнего Новгорода. Среди направлений обучения, представленных на Горьковской ДЖД, кружки не только железнодорожного профиля, но фото-, видео- и изостудия, студии эстрадной песни и танца, радиокружок, спортивные секции, компьютерный класс, кружок технического моделирования.
Ежегодно в кружках занимается более 1000 школьников, из них в железнодорожных — 550.

Многие из ребят, прошедших школу Детской железной дороги Нижнего Новгорода, продолжают своё образование в учебных заведениях железнодорожного транспорта.
 
ДОРОГА КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Отправление поездов: в 10:00, 11:00, 14:00, 15:00 часов.
Выходные дни: воскресенье, понедельник.

Контакты

+7 (831) 248-4480, +7 (831) 248-8317, +7(831) 248-6996, +7 (831) 248-4295

Адрес

г. Нижний Новгород, улица Октябрьской Революции, 23а