Ярославская детская железная дорога — одна из немногих дорог, сменивших свое место расположения. Из-за создания водохранилища она была перенесена дальше от берега Волги. Сейчас ЯДЖД имеет современную инфраструктуру, в том числе волоконно-оптическую линию связи вдоль всего пути.
 
ИСТОРИЯ

Нынешняя Детская железная дорога уже вторая для Ярославля. Первая была открыта в 1946 году на территории нынешней Тверицкой набережной на левом берегу Волги. Она имела протяженность 5,5 км и три станции. В декабре 1958 года дорога была закрыта, так как берег Волги был размыт из-за заполнения Горьковского водохранилища. Функционирование Детской железной дороги стало опасным.

Новые пути построили также в Заволжском районе — в Яковлевском бору на окраине города. На дороге протяженностью 3,2 км возвели две станции — Пионерская и Луговая, а также платформу Зелёная. Открытие состоялось в апреле 1970 года.

В 1984 году было построено локомотивно-вагонное депо. В каждое из его двух стойл помещается весь состав, что является редкостью для Детских железных дорог.

В 1989 году на дороге началась необычная история, связанная с паровозом Гр-332. Он был получен железнодорожниками, но не сделал ни одного рейса в Ярославле. Паровоз поставили на постамент перед входом на станцию Пионерская. Однако в феврале 2018 года машину отправили на капитальный ремонт в депо Санкт-Петербург-Финляндский. В сентябре паровоз вернулся на ЯДЖД, а в октябре была проведена его первая обкаточная поездка.

В 2001 году на станции Пионерская открыл двери Музей необыкновенных путешествий. Тематические залы посвящены истории Северной железнодорожной магистрали с середины 19 века до наших дней.

Осенью 2007 года началась реконструкция дороги. Основной объём работ пришёлся на весну-лето 2008 года, из-за чего регулярное движение поездов было отменено. В ходе реконструкции протяжённость пути увеличилась на 2,5 км, до 5,7 км. Были построены два новых остановочных пункта: платформа Юбилейная и станция Яковлевская. Первый из них находится неподалёку от посёлка Игнатовское. Второй – в непосредственной близости от главной станции Пионерская. Дорога имеет дугообразную, почти замкнутую форму – пути возвращаются к месту отправления, расстояние между конечными станциями составляет 70 метров.

В ходе реконструкции деревянные шпалы заменили на бетонные. Только в кривых остались деревянные — на них проще обеспечить необходимое уширение колеи. Вместо полуавтоматической блокировки была смонтирована автоматическая. Вдоль всего пути проложена волоконно-оптическая линия связи. Для посетителей самой заметной стала реконструкция станционных построек. Регулярное пассажирское движение открыли 9 мая 2009 года.

В мае 2018 года на территории Ярославской детской железной дороги была заложена капсула времени с посланием потомкам. Ее можно будет открыть через 50 лет.
 
 
ИНФРАСТРУКТУРА

Общая протяжённость путей составляет 5,7 км. Ширина колеи - 750 мм. На дороге 5 остановочных пунктов: 2 станции — Пионерская (главная) и Яковлевская, а также 3 платформы — Зелёная, Луговая и Юбилейная. Депо расположено на станции Пионерская. Там же находится административно-учебный корпус.
 
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

По линии ходит поезд «Северяночка». В парке дороги тепловозы ТУ7А-2866, ТУ7А-3349, два вагона ПВ40 и два вагона ВП750.
 
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Детская железная дорога в Ярославле предназначена для обучения школьников специальностям, связанным с железнодорожным транспортом и его обслуживанием. Дети осваивают профессии машиниста, диспетчера, обходчика путей, дежурного по переезду, бригадира поезда, проводника вагона, кондуктора и начальника вокзала.

Учебное заведение располагает двумя тренажерами. Один из них — тренажёр для обучения машинистов тепловоза. Другой — тренажер «Пенза-107». Это макет дороги длиной 7 м и шириной 1,5 м с путевой инфраструктурой и поездами. Он предназначен для отработки навыков по диспетчерской организации перевозок.

На ЯДЖД ежегодно бесплатно учится более 800 детей. Набор проходит в октябре-ноябре. Принимаются дети с 10 лет. До весны ребята изучают теоретический курс. Занятия проходят один раз в неделю на ДЖД или в школе. Летом юные железнодорожники закрепляют знания на практике.

Летом 2019 года на Ярославской ДЖД были созданы классы инновационного развития для обучения в области физико-математических и естественнонаучных дисциплин. С 1 сентября ребята приступили к решению производственных задач, актуальных для железнодорожного транспорта: от формирования инновационной идеи до реализации проекта. Образовательная программа делится на модули по возрастающей сложности. Обучение завершается представлением разработанного проекта, готового к практическому применению. Набор в группы производится как из числа ребят, уже занимающихся на ЯДЖД по традиционным образовательным программам, так и из числа ярославских школьников, не обучающихся на детской дороге.
 
 
ДОРОГА КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Для посетителей Ярославская детская железная дорога открыта с мая по сентябрь. В мае и сентябре — по субботам, воскресеньям и праздничным дням, с июня по август — с четверга по воскресенье. Отправление поездов в рейс – с 10:30 до 15:30. Время в пути – 30 минут.

Касса находится в здании вокзала на станции Пионерская. В кассе производится как наличный, так и безналичный расчёт. Билеты на рейс приобретаются в день поездки. Бронирования и предварительной продажи нет. Посадка в поезд осуществляется на станциях Пионерская и Яковлевская. Билет действует в одну сторону.

За летний сезон ЯДЖД перевозит более 20 тысяч пассажиров.

Контакты

+7(4852) 24-58-83, 79-98-70, 79-68-60

Адрес

г. Ярославль, улица 3-я Яковлевская, 54