Челябинская детская железная дорога относится к числу тех редких дорог, которая не только не уменьшилась в размерах за годы своей эксплуатации, но даже увеличилась в несколько раз. Начавшись из небольшого участка пути длиной в 700 метров, она в результате развилась в большую дорогу протяженностью почти в 6 километров.
 
ИСТОРИЯ

Разработка проекта Детской железной дороги началась осенью 1939 года институтом «Челябгипротранс». Открытие, намеченное на лето 1941 года, было отложено из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Рельсы и паровозы были направлены на нужды обороны.

В 1947 году дорогу стали строить заново, и в 1949 году она заработала. Детская магистраль представляла собой линию в 700 метров, проложенную в ЦПКиО от станции имени Павла Морозова до разъезда № 1. Со временем протяженность дороги неоднократно увеличивалась – до 2 км, до 4 км, затем она превысила 5 км, придя в соседний сосновый бор. Также строились и новые станции.

С апреля 1996-го ДЖД не работала один год.

В 2008 году прошла реконструкция дороги. Построен новый вокзал на станции имени Павла Морозова. Там расположены эстакада и смотровая канава для ремонта тепловозов и подвижного состава, пути для отстоя составов. Проведен капитальный ремонт всех станций дороги, деревянные шпалы заменены на железобетонные, уложены новые рельсы марки Р50.

Техника, которая использовалась на дороге, периодически обновлялась. Старую списывали и уничтожали. При этом один из первых паровозов — № 159-626 — был установлен на монумент у локомотивного депо станции Челябинск-Главный. Вагоны польской компании Pafawag были отправлены на Малую Свердловскую железную дорогу. Списанный вагон ПВ40 (произведен на Демиховском заводе) находится на территории ДЖД.

Челябинская детская железная дорога имеет филиал в Кургане.
 
ИНФРАСТРУКТУРА

Сегодня протяженность дороги составляет 5,8 километра, ширина колеи 750 мм. На линии оборудовано 5 станций — Звездная, станция им. Павлика Морозова, Водная, Лесная (бывшая Пионерская) и Солнечная. Кроме того, есть платформа Зоопарк. Все станции имеют высокие посадочные платформы.
 
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

На Челябинской ДЖД имеются два тепловоза ТУ7А, тепловоз ТУ10, вагоны Камбарского машиностроительного завода, 3 четырехосные грузовые платформы.

В эксплуатации находятся два поезда — «Южноуралец» (ранее «Пионер») и «Юность». В них по 4 вагона.
 
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Ежегодно на ДЖД обучается более 700 ребят. Дети пробуют себя в роли машинистов тепловоза, дежурных по станции, проводников пассажирского вагона, осмотрщиков вагонов и монтёров устройств сигнализации. Воспитанники Детской железной дороги систематически становятся призёрами различных сетевых конкурсов.
 
 
ДОРОГА КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ

В 2019 году по ДЖД перевезено более 50 тысяч пассажиров. Сезон перевозок обычно начинается в мае и заканчивается в конце августа. Скоро на Челябинской малой магистрали должен появиться и собственный музей.

Контакты

+7 (351) 268-30-81, +7 (351) 268-64-84

Адрес

г. Челябинск, улица Доватора, 44