Ростовская детская железная дорога является настоящим памятником эпохи. За свои почти 80 лет существования она пережила многое. Она была разрушена во время войны, успешно восстановлена, сменила много имен: успела побывать и Малой Ворошиловской, и Малой Северо-Кавказской. И в данный момент она тоже переживает «эпоху перемен»: в 2018 году Ростовская дорога встала на масштабную реконструкцию и вернется к полноценному функционированию только в следующем, 2020 году.
 
ИСТОРИЯ

Строительство ДЖД началось в августе 1940 года, хотя первые планы ее создания появились еще несколькими годами ранее. В 1936 году группа ростовских школьников заявила об своем желании открыть дорогу в Ростове на слете юных строителей Детских железных дорог, который проводил Совет содействия строительству ДЖД. Совет поддержал идею, и в Ростове для начала заработали кружки юных железнодорожников.

Саму дорогу открыли незадолго до войны, 9 ноября 1940 года. Пути были проложены в виде кольца вокруг Балабановской рощи, в которой расположен Парк культуры и отдыха имени Николая Островского. Протяженность линии составила 3,6 км. На ней построили паровозное депо и две станции: имени Лазаря Кагановича и Деповская. В распоряжении ДЖД был состав «Малыш» из пяти мягких двухосных вагонов по 12 мест в каждом. Дорога получила название Малой Ворошиловской.

В годы Великой Отечественной войны дорога бездействовала. Рельсы были использованы для строительства оборонительных сооружений.

В 1945 году было принято решение о восстановлении ДЖД, которая к тому времени была переименована в Малую Северо-Кавказскую. Движение по ней вводилось постепенно – на сокращенных кольцах. Полностью дорога была восстановлена в ноябре 1949 года. К тому времени она имела три станции: Победа (бывшая станция имени Лазаря Кагановича), Оборонная (бывшая станция Деповская, имени Вити Черевичкина) и Солнечная.

В мае 1961 года Малой Северо-Кавказской дороге было присвоено имя Юрия Гагарина.

В 1986 году на станции Солнечная открыли учебный корпус.

В 2013 году Малая Северо-Кавказская железная дорога была переименована в Ростовскую детскую железную дорогу.

В 2018 году была начата реконструкция с полной заменой путей и моста. Движение возобновится весной 2020 года. На объекте заменят деревянные шпалы на железобетонные, обновят перроны, отреставрируют депо и построят гидроколонку для заправки паровоза водой.
 
ИНФРАСТРУКТУРА

Длина Ростовской детской железной дороги составляет 3,97 км. На деповских путях даже есть один рельс 1906 года выпуска.
 
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Ростовская детская железная дорога располагает двумя именными составами – «Атаман Платов» и «Тихий Дон». Эти названия были позаимствованы у фирменных поездов Северо-Кавказской железной дороги. По воскресеньям курсируют оба состава: один с тепловозом, второй с паровозом. По остальным дням ходит лишь один, ведомый тепловозом.

Всего в парке дороги 9 вагонов, один паровоз, три действующих тепловоза и один недействующий тепловоз.

На Ростовской ДЖД всегда числились действующие паровозы (иногда были перерывы в работе: 1996 — 2000, 2003 — 2004, 2010 — 2015). Таким образом, на Малой Северо-Кавказской дольше, чем на других Детских железных дорогах, применялась паровая тяга – 64 года.
 
 
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

На ДЖД дети обучаются железнодорожным профессиям. В группы принимаются ученики 5-11 классов. Набор проходит в октябре-ноябре. Юные ростовчане получают знания о железнодорожной технике и готовятся к поступлению в профильные учебные заведения. Летом школьники обычно работают машинистами поезда, диспетчерами, дежурными по станции и проводниками.

Контакты

+7 (863) 251-27-04, 259-41-91

Адрес

г. Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, 29